— Ирина Яковлевна, снова наступило 1 сентября. Как скажутся кризис и проблемы городского бюджета на наших школах?
— Практически не скажутся. Зарплата учителям с 1 сентября повышается на
8%. И все выплаты, доплаты, бесплатные школьные завтраки — все
проиндексировано и все сохранено. В этом плане в 2010 году никаких
сокращений не будет. Что касается подготовки школ к новому учебному
году, то мы сделали все, что было необходимо сделать. Отремонтировали,
покрасили там, где это требовалось. Комбинаты школьного питания и
школьные столовые проверили — все готовы. С учебниками и учебными
пособиями проблем нет. Большая работа была выполнена по обеспечению
пожарной безопасности, все школы прошли тестирование на этот счет. С
милицией еще раз проработаны вопросы безопасности, схемы патрулирования
школ…
— Школы теперь стали соревноваться друг с другом за учеников. Они даже
рекламируются в газетах, чего раньше не было. Видимо, это связано с
изменением порядка финансирования?
— Конечно. Все считается в расчете на одного ученика. Нормативное
финансирование требует, чтобы школа была укомплектована. И это
правильно: в малокомплектных школах на одного учащегося приходится
тратить значительно больше денег. А поскольку у нас был демографический
спад, то сейчас в старших классах мало ребят. Малышня-то как раз идет,
в детских дошкольных учреждениях большое переполнение, и первые классы
комплектуются хорошо. А вот в старших есть проблемы. Поэтому надо
доукомплектовывать школы, внедрять систему полного дня, где-то, может,
организовывать группы краткосрочного пребывания для малышей — тут много
вариантов, и наши работники окружного управления образования вместе с
педагогическими коллективами находят решения.
— Единый госэкзамен этим летом наделал много шума в стране. Ваша точка зрения?
— Очень многое недодумали. Например, тот факт, что абитуриенты подавали
документы сразу в десятки вузов, — как такое можно было допустить?
Конечно, должно быть ограничение. С моей точки зрения, выпускник должен
быть сориентирован на получение определенной профессии. А ему,
получается, лишь бы куда пристроиться. Вообще, надо, наконец, перестать
ориентировать школьников на поступление в экономические и юридические
институты. Не нужно такое количество экономистов и юристов. У них уже
сегодня перепроизводство. Стране нужны прорывы в научной, технической
сферах, для этого потребны химики, физики, математики. Нам столько
банков не нужно, нам надо производство развивать. Поэтому нужно
заниматься развитием технического творчества, нужно вернуть в школы
уроки обслуживающего труда (в свое время они были, потом от них
отказались). Нужно пробудить интерес школьников к естественным наукам —
к географии, биологии… Конечно, здесь должно быть серьезное
переосмысление, а самое главное — совершенно другая работа по
профессиональной ориентации. Не надо добиваться, чтобы ученик пошел в
колледж. Нужно выявлять его способности и как бы подводить его к
желанию поступать в другие вузы. В Москве много прекрасных вузов. Кто
будет заниматься самолетостроением, кто будет заниматься проблемами
космоса, если все в бухгалтера ринутся?
— Сегодняшние выпускники прагматично смотрят, где зарплаты выше…
— Но ведь для того чтобы в банковской сфере что-то было, надо, чтобы
экономика работала, да? Откуда деньги в банке? Дети не всегда могут
продумать все глубоко, они, бывает, ориентируются на то, что лежит на
поверхности. А нужно выявлять и развивать крупицы их интеллектуальных
способностей в нужном направлении. Вот этим должна заниматься сегодня
современная школа.
— Много претензий было к инвалидам-льготникам: они, мол, заполнили вузы
и не дают возможности поступить здоровым ребятам. Мне кажется, общество
вообще не представляло до сих пор, сколько у нас инвалидов…
— Дело не в этом. У нас инвалидов, так же, как и во всем мире, примерно
10%. Но инвалид инвалиду рознь. Есть инвалиды по зрению, по слуху, по
диабету. А есть инвалиды-колясочники, перенесшие серьезные травмы, или
больные ДЦП. Другое дело, что, предоставив инвалидам такие преференции
на законодательном уровне, мы просто породили псевдоинвалидов. Вот и
все. На самом деле их больше не стало.
Нет отторжения ребят, действительно являющихся инвалидами. На самом
деле они очень трудолюбивые и упорные, среди них очень много способных.
А негативное отношение породили как раз те, кто никакими болезнями не
болеет и просто купил фальшивые справки. Поэтому сейчас речь идет о
необходимости проведения диспансеризации, где все равно выяснится, кто
на самом деле болен, а кто эту справку купил.
Идеологи ЕГЭ говорят, что благодаря ЕГЭ полностью устранена коррупция
при поступлении в институт. Но зато, получается, породили коррупцию в
смежной сфере: при получении справок, завышении баллов. Ведь честно-то
должно быть все и везде, только тогда ЕГЭ — благо…
— Вы — в прошлом отличница и мама отличника. Ваш совет нынешним родителям?
— Мне нравилось учиться, и я училась легко и с удовольствием. А учебой
сына я мало занималась. Он всегда сам учился. Когда ему нужно было
что-то у меня спросить, я ему давала советы… Или я, или папа. Но он сам
выбрал, куда пойдет учиться, сам посещал подготовительные курсы для
этого. Мне кажется, главное — воспитать в своем ребенке чувство
ответственности. Ответственность и любовь к труду. Если это будет, то
все остальное приложится.