Понедельник, 23.12.2024, 20:42
Общеобразовательная Школа №299 СВАО МосквыГлавная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Школьные новости [20]
Новости СВАО Москвы [78]
Московские Новости [23]
ВАЖНО [12]
НОВОСТИ САЙТА [31]
Новая информация на сайте и Форуме
Наш опрос
Любимый предмет
Всего ответов: 844
28 мая 2008 года
ВЕСТНИК БАБУШКИНСКОГО РАЙОНА 5 2008
 
 
Демократия на уроке

 

Охвативший общество процесс демократизации проникает и в школьную среду, будоражит юные умы. Недавно в редакцию позвонила родительница и с ужасом сообщила, что ее дочь обнаружила в парте листок, отпечатанный с орфографическими ошибками на машинке. Неизвестные авторы ратовали за гласность и равенство между учениками и учителями.

Случай показательный. Жаль, мама не назвала номер школы, но можно тем не менее предположить, что духовная жизнь детей в ней развивается независимо от педагогического коллектива, сама по себе. Понятия «гласность», «демократия» приходят в классы извне. Тут в поисках демократии недалеко и до анархии. Или – демагогии, проистекающей от политического невежества. И то, и другое уводит ребят от глубинной сути происходящих в обществе перемен.

Так что же все-таки такое – демократия в школе? Будем помнить, что здесь специфика особая. Школа – не завод, не производственное объединение. Отношения в ней строятся по законам, диктуемой главной целью педагогики, - воспитанием человека.

Группа депутатов Бабушкинского райсовета побывала во многих учебных заведениях, беседовала со взрослыми и юными. Оказалось, что в районе уже есть интересный опыт, достойный подражания. Итог работы депутатской группы подвело совещание в исполкоме райсовета. В нем участвовали руководители руно, директора школ, учителя и ученики. Демократический принцип соблюдался и здесь: в состав редакционной комиссии вошел ученик школы №299 И.Селкин.

Разговор получился многоплановый. Говорили о гласности, проблемах самоуправления, самоконтроля, о демократических началах в совместном – учителями и учениками – планировании работы, об опыте педагогов-новаторов в создании нового стиля отношений межу учителем и учеником. Все выступавшие сошлись в одном: современная жизнь школы невозможна без демократизации. А достижима она только в разумном соединении усилий педагогов, родителей и детского коллектива.

Роли семьи, кстати, отведено значительное место в документах реформы. В Бабушкинском районе, как выяснилось на совещании, родители охотно участвуют в школьной жизни. К примеру, 158 пап и мам ведут после уроков кружки и секции. А в школе №299 родители включились в учебный процесс.

А еще говорилось на совещании, что демократии нужно учиться. И наука эта не так проста, как кажется с виду. Директор школы №299 Э.Бараль высказала, на мой взгляд,  примечательную мысль: демократия начинается на уроке! Самый, пожалуй, распространенный его тип: учитель выступает авторитарно (провозглашает истины о том или ином предмете, требует от учеников их повторения, не считается с мнением ребят и т.д.), а ученики сидят как робкие мышки. Это, по мнению Э.Бараль, «педагогический идиотизм». Сегодня еще немало учителей, которые не признают нового стиля отношений на уроке – стиля, который будит инициативу ребят, приучает их мыслить творчески, ощущать себя личностью.

Разумеется, детям не нужна игра в демократию. Все должно быть всерьез. Вот, например, приглашают учеников принять участие в педсовете. Это само по себе хорошо. Но плохо , если школьники там просто сидят, не смея вымолвить слова.

Директор, учитель, воспитатель – не «неприступные твердыни». Они – люди. И счастье , если и как люди они ребятам интересны. Элеонора Юрьевна рассказала, что в их 299-й происходят спортивные матчи межу командами ребят и педагогов, а недавно ученики учителей «анкетировали». Вопросы наставника задавали самые разные. Такие неофициальные встречи, дискуссии дают старшим и младшим возможность ближе узнать друг друга и порой с удивлением обнаружить, что круг подлинных ценностей у них общий.

Школьная демократия при этом не предполагает «панибратских» отношений между старшими и младшими. Учитель есть учитель. Он взрослый человек , умудренный педагогическим и житейским опытом. Да, не надо «авторитарности». Но что делать учителю в школе без авторитета? Нечего…

Вслед за директоров выступали ребята. Держались они уверено, говорили много. Рассказывали о методах ведения уроков в их школе. К алгебре подход словно к защите диссертации. Ученик, который готовится заранее по новой теме, делает доклад, а «оппоненты» забрасывают его вопросами. Оценивают знания сами учащиеся. Так же интересно, с непременным использованием дополнительной литературы проходят уроки истории, литературы.

Поделились опытом и ребята из группы «Поиск». 1137-й школы. А учащиеся ПТУ №47 рассказали о том, как сами распределяют премии отличникам учебы, рассматривают заявления о путевках.  К.Разницыну на совещании задали вопрос: «Как ты понимаешь демократию и дисциплину?» Костя ответил: «Демократизация в нашем училище способствует дисциплине. Ребята стали организованнее, лучше успевают по всем предметам».

«Учимся демократии…».  Фраза это применима сегодня и к школьной жизни. Только учиться  - совсем не означает заново открывать велосипед. Есть богатейшый опыт организации учебного и воспитательного процесса – возьмем, к примеру, наследие В.Сухомлинского, А.Макаренко… Да и у нынешних педагогов-новаторов есть что позаимствовать. Есть такие в столице.

 

М.Мацкявичене.

«Вечерняя Москва», 1988 год.

 

БОМ-КЛУБ  «ПЯТНИЦА»

             БОМ это Бабушкинский (так называется район Москвы) Опытный Молодежный клуб любителей кино.
 
 Два года назад в клуб пришли шестиклассники школ района.
 
Теперь БОМ сплотил старшеклассников 299-й школы. Раз в месяц, по пятницам, ребята приходят в уютный кинотеатр «Вымпел», где главное не просто кино
посмотреть,
а побыть друг с другом, послушать рассказ интересного человека, попеть песни под гитару, потанцевать на маленькой дискотеке, которую ведут они сами.
Клуб так и называется — "Пятница". Открывается он песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!».
А после фильма и его обсуждения вновь звучат
гитарные аккорды, и ребята расходятся, унося в сердцах слова Булата Окуджавы:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться, высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви счастливые моменты".

В одном из выпусков «Экрана - детям» мы встретимся с членами клуба "Пятница", расскажем подробнее, как живет эта веселая компания.

На снимке: открытие первой «Пятницы» Если вы обратили внимание, в названии клуба допущена опечатка. Это произошло от волнения и праздничной суматохи.

 Фото А. Зуева

      

            Журнал «Экран-детям», 1986. 

    
  
Как мало нас «своих» осталось!
 

Необычный экспонат хранится в музее при московской школе № 299. Это маленький самодельный блокнотик, сшитый из оберточной бумаги грубыми нитками. Пятьдесят восемь страниц заполнены убористым почерком. Это дневник Ольги Дмитриевны Кудяшовой.

С 1943 года до Победы она вела дневник узницы лагеря Штутгоф, что находился недалеко от Гданьска.

Маленькая с постоянной жизнерадостной улыбкой на лице Ольга Дмитриевна сегодня часто встречается с ребятами и рассказывает о тех днях. Годы в плену не сломили ее, потому что и там она продолжала заботиться о своих соседках. Так получилось, что ее ближайшими подругами стали кроме русских девушек и датчанки. Леля (так звали ее все окружающие) притягивала к себе людей. Она умела незаметно поддержать в трудную минуту девушек, ободрить и улыбнуться по-особому. От одного ее вида становилось легче. Леля всегда мечтала быть врачом, и после войны мечта сбылась. А там, в плену, она всегда верила, что человечность и добро победят. Поэтому тайком по ночам и писала дневник — послание в будущее. «Как хочется пережить все это, — пишет Леля в холодном нетопленном бараке 4 марта 1945 года. — Сегодня ночью умерла подруга. Смерть смотрит всем нам в глаза. Но как хочется выжить, увидеть своих родных, любимых родителей, любимых сестер, братьев. Как хочется вернуться в родную Москву!» Ольге Дмитриевне удалось уцелеть, вернуться на Родину. Потом спустя годы ее разыщут датские подруги. После переписки она, их любимая Леля, поедет в Данию, и над сюжетом по ТВ о встрече бывших узниц будут плакать многие зрители. ...В тихом столичном окраинном районе живет, казалось бы, совсем обычная, простая женщина. Если бы не частые гости — ребята из соседней школы, — соседи никогда бы не узнали, какое трудное испытание выпало на долю их доброй, всегда жизнерадостной и подвижной бабы Оли.

Комментарий
Мы позвонили по телефону, указанному в письме, чтобы поздравить Ольгу Дмитриевну с майскими праздниками. — Как хорошо, что вы меня застали, — раздался в трубке радостный голос. — Как же, «Учительскую газету» знаю, люблю. В эти дни у меня очень много встреч со школьниками. А вчера встречалась со своими родными на Поклонной горе... — А сколько у вас «своих», Ольга Дмитриевна? — Немного. В Москве бывших узников лагерей 571 человек. Наших из Штутгофа совсем не осталось. Нет Зои, Кати, Ингер, Тове... Девятого мая я всегда хожу на Красную площадь, потом стою у Вечного огня, вспоминаю всех. Пока мы помним о них, все они живы!

Нина СОБОЛЕВА
  
Границы дружбе не помеха
  
Бабушкинский район на протяжении нескольких лет подтверждает на практике, что жить надо дружно, что дружить можно и на расстоянии, главное -- был бы желание. Опыт межрегионального и зарубежного …тва в районе накоплен большой и весьма положительный.
Бабушкинский район успешно сотрудничает с Харьковом, Курском, Красноярским краем, Чукотским автономным округом, налаживает партнерские связи с Израилем (городом Кирьят-Ата), районом Панков Берлина, Болгарией. Партнерские отношения развиваются в нескольких направлениях: решение экологических проблем, образование, здравоохранение, социальная защита населения, расширение культурных знаний, обмен опытом по разработке новых программ и методов в социальной и культурной жизни района, округа.
Совет ветеранов района налаживает работу в военно-патриотическом направлении. Будут реализованы программы "Планирование семьи" и "Здоровый образ жизни", разработанные Центром планирования семьи и репродукции № 3.
В районе планируется расширять сотрудничество: будет реализована программа "Дети Чернобыля", приглашена делегация Харькова на предстоящее празднование Дня города, декаду инвалидов, День семьи.
Школьники района дружат со своими сверстниками из других стран. Так например, совместно с коллегами из Бельгии педагоги школы
№ 299 разрабатывают программу "Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей", организуют и проводят семинары, ухаживают за могилами бывших советских военнопленных совместно с Норвежским Центром ветеранов войны в рамках программы "Города-побратимы". Совместно с польскими коллегами разработана программа летнего и зимнего отдыха детей.
Сейчас управа готовится подписать соглашение с Суворовским районом Тульской области. В День города будет проведена выставка достижений тульских умельцев. В дальнейшем планируются общие коммерческие проекты.

(Из газеты "Московская правда")
Конференции

Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство школы
(из опыта работы школы №299)


Э.Ю. Бараль
Общеобразовательная средняя школа 299,
г. Москва

 
В практике существует два способа разрешения проблем жизни ребенка с ограниченными возможностями: первый - широко распространенный, состоит в организации специальных учебных заведений для детей с ограниченными возможностями с тем, чтобы впоследствии приспособить их к такой жизни, где их физические недостатки не сказываются. Этот способ замыкает социальное пространство человека, лишает его возможности вступить в широкий спектр живых человеческих отношений. В результате - ''инвалидное сознание'', т.е. противопоставление мира инвалида через здоровых детей, инфантилизм, эгоцентризм, отсутствие потребности в живой и напряженной духовной жизни, изолированность человека.
Второй путь - распространен в высоко развитых странах и связан с проблемой интеграции, т.е. включением больного ребенка в обычный школьный коллектив, в жизнь обычной школы, в обычную жизнь. Это попытка для детей-инвалидов преодолеть преграды в развитии, овладеть социальными навыками, войти в мир здоровых людей. Мы занимаемся этой проблемой 5 лет!
В школе за это время учились четверо слепых детей, двое слабовидящих, три ребенка, больных гемофилией, два колясочника (переломы позвоночника), 14 детей с тяжелыми последствиями ДЦП.
Идея эксперимента была подсказана директором интерната N1 для слепых К. Кравцовым, который был знаком с подобным опытом в Бельгии. Так родился Россйско-фломанский проект ''Социальное образование''. Цель его: создать для учащихся с нарушениями зрения, слуха, двигательной сферы, имеющих нормальный уровень общего развития и коммуникативных способностей, возможность получить среднее образование в условиях обычной школы, постепенно включая их в обычную и нормальную жизнь обычных людей.
а 5 лет накопился определенный опыт, позволяющий сделать некоторые выводы. Не в любую школу можно поместить слепого, слабовидящего или тяжело больного ребенка. В школе, куда они придут, должен быть создан определенный климат добра, сострадания, внимания к тем, кому трудно.
Необходимо предварительное обучение социальных психологов, педагогов школы, руководителей тех классов, где будут обучаться дети-инвалиды. Это позволит сразу избежать многих ошибок, которые мы допускали ранее, и станет возможной организация помощи каждому ребенку в процессе обучения со стороны учителей, а также коррекционная помощь здоровых сверстников.
Абсолютно необходим постоянный контроль врачей за состоянием здоровья интегрируемых детей, дабы чрезмерные задания, чрезмерное желание их стать вровень со своими здоровыми сверстниками не нанесли ущерба для их здоровья.
Необходим постоянный контакт с семьями больных детей (семинары для них психологов школы, беседы с ними социальных педагогов, индивидуальные беседы с учителями, присутствие родителей на микропедсоветах по учебной деятельности их детей). Все это поможет правильно решать вопросы организации всего учебного процесса.
Непременное условие разумной организации интеграции - постоянная воспитательная работа со всем коллективом учащихся и учителей школы по созданию атмосферы внимания, заботы, тепла, добра по отношению к детям-инвалидам, стремлению помочь им в преодолении трудностей.
Необходимо самое активное вовлечение детей-инвалидов в разнообразную учебную и досуговую деятельность: участие их в спектаклях, в спортивных соревнованиях, в походах, в конкурсах, в коммунарских сборах, т.е. не просто ''вливание'' больного ребенка в коллектив, а превращение его в равноценную и неотъемлемую часть этого коллектива. Иначе больной ребенок будет чувствовать себя в школе чужим, инородным.
Очень полезна и нужна связь с наукой. Получение консультаций, советов, критических замечаний со стороны научных сотрудников исследовательских институтов, возможность иметь научную оценку этапов интеграционной деятельности, совместное выявление трудностей, возникающих на пути и препятствующих решению проблем, для возможности их учета при дальнейшей трансляции.
Результаты экспериментальной работы должны регулярно обсуждаться на педсоветах, с каждым учителем-предметником должны отрабатываться наиболее рациональные методы и приемы организации уроков в классах, где учатся дети-инвалиды.
Таким образом, интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство школы возможна. Она дает многое и больным и здоровым детям. Подходить к решению вопросов интеграции нужно очень осторожно и трепетно, избегая ''массовых компаний''. Ученые, врачи и учителя в каждом конкретном случае могут решить вопрос интеграции, а это значит не просто поместить ребенка в коллектив здоровых детей, но и постоянно наблюдать этапы его развития, помогать ему, создавать хотя бы минимальную материальную базу для обеспечения обучения такого ребенка, совместно разрабатывать специальные методики в интеграционной деятельности.

8 апреля 2003 года

Школа №299
Что было?
Ура! Свершилось! Наконец-то сами ребята, учителя, физруки – устроили нам настоящий праздник. «Вы лучше выступайте в двух залах, в одном все не поместятся. Экстрим-городок будете ставить?». В зале собралось более 300 человек!.

Впервые рэелы установили прямо в зале. Участники, не дожидаясь открытия, начали прыгать на скейтах и роликах. Особенно колоритно смотрелся смелый парень с «гипсовой рукой». Вот уж, настоящий экстримал! Он прыгал вместе со всеми…
В раздевалку, то и дело, ломились школьники: «А скейты нам выдадут?», «А где записаться на ролики?».
К нашему удивлению никто не хотел идти в другой зал на мастер-классы по брейку. Все желали смотреть: на прыгающих роллеров, скейтеров, велотриальщиков. Все скамейки в зале были забиты зрителями, многие сидели на полу, висли на гимнастических стенках. Кричали, аплодировали, пританцовывали. В общем, всячески поддерживали адреналин в крови у соревнующихся.
К брейкерам «Urbans» отвели младшие классы, там юные танцоры стали учиться правильным «расколбасам».
На улице в это время неутомимый учитель Alex руководил «бомбежкой» листов оргалита. Рисовали сразу в десять рук. Издалека толпа графферов смотрелась, как многорукий Шива, у которого в каждой руке прыскают баллончики с краской.
В подарок от Благотворительного фонда Сергея Широкова школа получила деньги на закупку футбольных мячей. Отдельное спасибо ответственному физруку Анатолию Алексеевичу и всем учителям. Приятно было видеть, как некоторые преподаватели, как и дети повязали банданы «Адреналина – 2003». Есть еще учителя, которые любят и понимают «своих детей»!

Фраза дня:
Физрук Спицын (в ответ на вопросы «А можно ли кататься в зале?», «А можно ли проводить в двух залах?»:
«Катайтесь, прыгайте. Затаскивайте экстрим-городок. Мы отдаем вам все залы. Делайте, что хотите. Устройте нам фестиваль по полной программе!».

Школа № 299

129327, Москва, ул. Ленская, 24 ...470-50-38
(м. Бабушкинская)
Бараль Элеонора Юрьевна - директор.



Школа существует с 1967 года.
В начальной школе дополнительно изучаются: компьютер, английский язык, ритмика, хор. С 5-го класса вводится второй иностранный язык - французский. В старшей школе (с 9-го класса) классы имеют профильную направленность: педагогическую, физико-математическую. Занятия ведут также преподаватели вуза МИЭМ. С 1-го по 11-й класс дети обучаются в компьютерных классах (в школе их два).
Раз в году школа организует экскурсионную поездку в один из древних городов России. В школе работает школьное самоуправление. Воспитательная работа ведется в клубах, кружках, секциях. Работают театр "Набат", военно-спортивный клуб "Ястреб", школа современного танца, многочисленные спортивные секции. У школы есть свой гимн, герб, флаг.
С 1992 года педагогический коллектив вместе с коллегами из Бельгии проводит эксперимент по интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательное пространство школы. В обычных классах учатся слепые, слабовидящие, дети с последствиями ДЦП. В школе работают психологи и логопеды. Существует маленький класс глухих детей. При школе работают развивающие курсы для дошкольников.

Девиз школы: Добро правит миром.
 
 
Форма входа
Календарь новостей
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024